Канал “Саратов 24″. Миллионы в неизвестность



Канал "Саратов 24". Миллионы в неизвестность

Как потратить шесть миллионов за полтора месяца?

Щедрость областного министерства информации и печати поразила в этом году многих. По итогам второго конкурса информационных проектов этого года чиновники субсидировали неизвестный саратовцам канал на шесть миллионов рублей. Чем поразило жюри новое СМИ? Что представляет из себя новый канал? И в чем парадоксы конкурса?

Несоответствия и парадоксы

Сумма всех субсидий второго конкурса проектов составляла 30 миллионов рублей. Конкурсная комиссия традиционно отдала приоритет телевидению региона. С легкой руки жюри местные каналы получили 24 миллиона рублей (81% от суммы всех грантов). Печатным СМИ досталось четыре миллиона (16%). А Интернет-СМИ, с каждым днем наращивающие аудиторию, почти не удостоились взгляда отборочной комиссии. На них выделили лишь два процента от суммы всех грантов, а именно – 658 тысяч рублей.

К примеру, информационному агентству “СарИнформ” из шести представленных проектов субсидировали только один – “Наша марка”. Несколько известных и популярных информагентств вовсе не получили грантов. Известная в области интернет-газета “Четвертая власть” выдвинула три проекта, сетевое издание “Общественное мнение” и ИА “Страна советов on-line” — четыре. Комиссия не выбрала ни одного из них.

Напомним, субсидии выделяются на социально значимые проекты. Как же жюри выбирало самые достойные? Сравним протокол заседания комиссии с оценками и документ о выделенных средствах.

Больше всех средств получила компания “ВГТРК” (Телеканал “Россия” и “Радио России”). Отборочная комиссия выбрала программу «Деловой перекресток» сразу в шести номинациях. Почти в каждой из них ей дали по миллиону рублей. Странно, ведь та же комиссия оценила эту программу лишь на два балла из десяти. Это не помешало выделить “ВГТРК” грант.

Лучший результат – 9,7 балла – у программы ТНТ Саратов “Благодарю за Победу!”. Если следовать логике судей (за каждый балл – по три миллиона рублей, как в случае с передачей “ВГТРК”), ТНТ должно было получить как минимум 27 миллионов рублей. Их субсидировали… на 700 тысяч рублей. Это канал, программа которого в этом году получила “ТЭФИ”.

А не удостоившийся пока никаких наград «Саратовский региональный телеканал “Саратов 24″» получил с легкой руки комиссии шесть миллионов рублей. Он занял второе место по количеству субсидий. На момент презентаций проектов о нем почти никто не слышал: ни саратовцы, ни журналистская братия. Жюри снова не смутил такой расклад. Сомнений в том, что канал выйдет в эфир, у чиновников отчего-то не было. Комиссия смело субсидировала “Саратов 24″.

Посмотрим на программы, на которые были выделены средства: “Хочу семью”, “Прямая речь”, “Время ДУМАть”, “Жить вместе” и “Живи”. Передачу “Живи” оценили всего лишь в 2,6 балла. Казалось бы, и субсидия должна быть соответствующей или не быть вовсе. Но нет: два миллиона только на одну программу. Позже заместитель министра информации и печати области Светлана Бакал, комментируя эту абсурдную ситуацию, ссылалась на “яркую и убедительную презентацию” нового канала.

Но зато комиссия не посчитала нужным субсидировать некоторые программы, посвященные жизни людей с ограниченными возможностями в нашей области. К примеру, в первом конкурсе, который проходил в начале года, программе “Жить ярко” на “Серебряном дожде”, посвященной качеству жизни в регионе и много рассказывавшей о проблемах инвалидов, выделили 50 тысяч рублей. На этот раз она вообще осталась без субсидирования.

Некоторые передачи, оцененные высоко, получили скромные субсидии или вовсе не получили их.

“Саратов 24″ – что это?

Итак, неизвестный саратовцам канал “Саратов 24″ на момент получения гранта работал всего несколько дней и только в тестовом режиме в сети “Ростелеком”. На аналоговом телевидении его не было тогда и нет сейчас.

“СарИнформ” заинтересовался столь внезапным появлением канала, сразу покорившим конкурсное жюри министерства информации. Мы запросили информацию о нем в управлении Роскомнадзора по Саратовской области.

Изначально в пресс-службе ведомства предупредили, что “Саратовский региональный телеканал” и “Саратов 24″ – два разных канала. Затем пришли ответы на наши запросы, подписанные руководителем управления Дмитрием Муравьевым.

Выяснилось, что “Саратовский региональный телеканал” зарегистрирован в качестве средства массовой информации 24 декабря 2012 года. Его учредитель – ООО “Вещатель”. “Саратов 24″ зарегистрировали как СМИ с названием “Саратовский региональный телеканал” также 24 декабря 2012 года. В Роскомнадзоре уточняют, почему на канале используется логотип с несколько иным названием:

- Во время вещания телеканал “Саратовский региональный телеканал” использует логотип (заставку) с наименованием “Саратовский региональный телеканал “Саратов 24″, что не противоречит действующему законодательству РФ, поскольку выходные данные телеканала объявляются в трансляции не реже четырех раз в сутки с названием “Саратовский региональный телеканал”, в строгом соответствии со свидетельством о регистрации данного СМИ и части 2 статьи 27 Закона РФ “О СМИ”.

Канал, зарегистрированный в конце 2012 года, по информации ведомства, начал свое вещание 14 ноября 2014 года. Корреспондент “СарИнформа” нашел его 21 ноября в сети “Ростелеком” на 993-й кнопке.

“Вещатель”, по информации “СарИнформа”, начал активно налаживать связь с кабельными компаниями о размещении контента в их сетях лишь после получения шестимиллионного гранта. За полтора месяца канал появился в пяти сетях. Сейчас он вещает в телевидении “Вымпелкома”, “МТС”, “ТТК”, “Ростелекома” и “Дом.ру”. При этом не все саратовцы смогли увидеть новый канал. Читатели “СарИнформа” рассказали, что, даже перезагрузив приставку, канал не обнаружили.

Региональный канал с федеральными шоу

“Саратов 24″ позиционируют как первый круглосуточный саратовский телеканал. Посмотрим, что он из себя представляет.
В “яркой” презентации, которая была представлена жюри на конкурсе, было заявлено, что 60% эфира канала будет занимать собственный контент. Но почему-то при переговорах между сотрудниками канала и работниками кабельных сетей говорилось о меньшей доли собственного контента – 44% от общего объема. Как канал может называться “круглосуточным региональным”, если программы собственного производства не занимают даже 50% эфира?

На сайте канала (который невозможно найти на первой странице поисковика “Яндекс”) заявлено: “Больше двух десятков программ собственного производства”. При этом представлены архивы только девяти передач. Остальные, как считают создатели, уже известны саратовцам (некоторые транслировались на “ТВЦ-Саратов”). А потому, видимо, не нуждаются в архивах. Также обещано, что “готовится к производству ещё целый ряд новых программ: про спорт, кино, музыку и всё, что вам интересно”. Ниже подписано “Развлекательный контент”: ток-шоу, сериалы, фильмы. Здесь хочется закричать: “Верю”. Практически каждый раз, включая канал, натыкаешься на зарубежные фильмы или федеральные ток-шоу. Отследить программу передач канала на данный момент невозможно. В сетке она не отображается. Сайт канала периодически отключается.

Куда потратить шесть миллионов за полтора месяца? Это знают учредители канала “Саратов 24″. После объявления о получении гранта учредители канала начали не только продвигать его в кабельных сетях, но и активно давать рекламу. По всему городу появились яркие биллборды с лицами ведущих нового канала. О его появлении можно было прочитать в местной вкладке развлекательной федеральной газеты. В самых популярных социальных сетях появились группы “Саратов 24″.

В “Твиттере” сотрудники компании рекламируют, в основном, две программы (возможно, они идут с завидной регулярностью, в отличие от других) – “Автопилот” и “Прямую речь”. В конце декабря начали рекламировать передачу “Афиша”.

Видимо, выделяя шесть миллионов рублей, в министерстве информации подразумевали, что программы канала будут полезны горожанам. Тем не менее, сейчас их видит не так много саратовцев.

Проверка на коррупционность

Журналисты усмотрели во впечатляющей победе телеканала коррупционный фактор. Вскоре после опубликования итогов конкурса медиагруппа “ОМ” обратилась к сопредседателю саратовского регионального отделения Общероссийского народного фронта Алексею Мазепову:

- Мы считаем, что итоговое распределение средств может свидетельствовать о коррупции в конкурсной комиссии и региональном министерстве. Так, на месяц 5 миллионов 889 тысяч рублей получил канал “Саратов 24″, который был запущен в эфир 20 ноября, уже после своей презентации на конкурсе. “Саратов 24″ не имеет эфирной частоты и сегодня вещает только в одной кабельной сети из шести, работающих в Саратове, причем только в тестовом режиме. Его саратовский эфир, по нашим оценкам, занимает лишь около часа в день, остальное занято сериалами, которые, по оценкам специалистов, приобретаются, в том числе, и на средства, выигранные в рамках конкурса информационных проектов. Этот телеканал набрал лишь 2,6 балла по десятибалльной шкале в номинации “Право на качество жизни”, но данный проект оценен в 2 миллиона 69 тысяч рублей. В номинации “Совершенствование законодательства области” тот же канал с 2 баллами получит 442 тыс. рублей. На что же выделяются почти шесть миллионов и как они могут быть освоены с общественной пользой в течение месяца?

По мнению коллег, канал на бюджетные деньги закупает танцевальное шоу “Балеро”, кулинарное шоу, сериалы “Чокнутая”, “Экстрасенсы”, “Госпожа горничная” и т. д.

Они увидели в победе телеканала коррупционный фактор и просят Мазепова инициировать изучение результатов второго этапа конкурса мининформа на предмет эффективности и возможной коррупционной составляющей.

Кстати, ОНФ проводил в этом году мониторинг, касающийся информационного освещения деятельности органов власти в регионах. Об этом говорится на официальном сайте фронта. В ходе исследования обнаружены аномалии:

- В трех регионах – Кабардино-Балкарской Республике, Саратовской области и Чукотском АО – вообще не удалось обнаружить закупок информационных услуг в этом году.

Редакции средств массовой информации, как известно, оказывали информационные услуги правительству области. Тому, что наш регион выпал из анализа, можно найти только одно объяснение. Министерство информации и печати области уже несколько лет проводит конкурсы в обход системы госзакупок. Именно поэтому регион выпал из сферы контроля ОНФ.

Пока идет проверка на коррупционность, канал продолжает вещать в пяти кабельных сетях. Саратовцы начинают постепенно узнавать о нем, но на сегодняшний день его смотрят немногие. Грантовые средства должны были быть освоены до 31 декабря. В этом году министерство информации и печати, а также учредители канала “Саратов 24″ показали горожанам, что в нашей жизни есть место волшебству. Не предновогоднее ли чудо – получить шесть миллионов на еще не открывшийся канал, а потом потратить эти деньги, в том числе на его раскрутку, всего за полтора месяца?

Анастасия Кирова
Источник: http://www.sarinform.ru/articles/2014/12/31/133497